ozБолее 10 лет назад в Беларуси был создан интернет-магазин «OZ.by», начавший свою деятельность с торговли книгами. За прошедшие годы, благодаря успешному развитию, этот стартап стал один из крупнейших онлайн-магазинов соседней страны, а его ассортимент вырос в разы. Все эти годы сервисом руководит его создатель — Андрей Гриневич, благодаря работе которого белорусский интернет-магазин и добился таких показателей роста. Давайте рассмотрим подробнее историю успеха проекта OZ.by.

Стартап «OZ.by» был задуман в 1998 году, а появился во всемирной сети 1 октября 1999 года. В то время Андрей Гриневич учился на факультете прикладной математики и информатики Белорусского Государственного Университета. В этот период начинающий программист задумался о создании собственного интернет-магазина. Было очевидно, что реализовать такую масштабную идею будет не так просто, так как в проект придется вложить большое количество сил и средств. К счастью для Гриневича, его знакомые согласились несколько лет выделять средства на «OZ.by», пока он не станет самоокупаемым. Так и появился на свет новый стартап.

Стоит отметить, что название «OZ.by» было выбрано создателем исходя из соображений краткости и быстрого запоминания. При этом очевидно, что аббревиатура ассоциируется с волшебной Страной Оз из всемирно известной сказки Фрэнка Баума. Книги стали первыми товарами в ассортименте нового интернет-магазина, по той простой причине, что Андрей Гриневич в тот период работал в местном издательстве. Продукция этого печатного предприятия и вошла в каталог товаров «books.nsys.by» – онлайн-магазина, который несколько позже стал называться «OZ.by».

Развитие стартапа протекало постепенно – в начале своей работы, Гриневич вынужден был лично развозить книги своим заказчикам, что было не так просто, учитывая то, что машины у него не было. Через год после запуска, создатели сервиса решили, что нужно переходить к продажам книг и других издательств. Наградой за успешный запуск проекта стала победа в белорусском национальном интернет-фестивале в  номинации «Электронная коммерция, товары и услуги». Спустя некоторое время, ассортимент интернет-магазина увеличивается за счет программного обеспечения для персональных компьютеров и дозиметров. Для того чтобы сервисом могли воспользоваться покупатели из разных частей Беларуси, была добавлена возможность курьерской доставки в областные центры страны, а затем и в другие крупные города.

2003 год становится годом перехода на новый качественный уровень работы «OZ.by». В 2003-м создатели адаптируют сервис для проведения онлайн-аукционов. Благодаря новым возможностям уже в следующем году через сайт проекта продается свыше 10 тысяч книг и других видов продукции. Спустя еще несколько лет, в 2007-2009 годах, еще раз и очень существенно расширяется ассортимент продукции на «OZ.by». Теперь посетители могли приобрести здесь видеозаписи, музыку, игры, носители информации, и даже туристические услуги. Аукционный сервис  отделился от основного сайта и был оформлен в качестве отельного бренда «Аукционы Беларуси», или «Ay.by».

oz2

Сегодня аудитория интернет-магазина «OZ.by» составляет примерно 20 тысяч посетителей в сутки, а в штате компании трудится несколько десятков сотрудников. Основателю проекта Андрею Гриневичу больше не нужно самостоятельно работать над сайтом, сейчас этим процессом занимается целая группа программистов. Сам Гриневич признает, что для «OZ.by» существует еще много возможностей совершенствования, главной из которых является предоставление клиентам широкого ассортимента в каждой из товарных групп. Учитывая многолетнее успешное развитие «OZ.by», можно прогнозировать, что его история успеха только начинается.