Забирать или не забирать? Забрать нельзя, оставить. Перед многими
коллегами возникал вопрос возврата имен пользователей, идентичных
зарегистрированной торговой марке. Возьмем быка за рога — не
всегда это необходимо делать, не всем нашим клиентам мы советуем
возвращать имена пользователей. Тем более что есть наглядный
плохой пример как делать не надо — действия Nokia относительно
группы ВКонтакте. Компания нажила кучу плохой кармы в свой адрес.
У нас совсем другой случай. Пользователи, чьи имена нас
интересовали, были либо неактивны, либо непопулярны, либо вели
аккаунты с нарушением правил. Было принято решение возвращать.
Итак, поехали… Дано. Торговая марка, зарегистрированная в трех
странах: Великобритания, Германия и Украина, по системе
WIPO-ROMARIN. Требуется. Вернуть имена пользователей в четырех
социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter и Youtube. Очень
быстрый Twitter. Проще и быстрее всего оказалось вернуть имя в
Twitter. В Twitter есть достаточно простая, интуитивно понятная
форма для подобных обращений:http://support.twitter.com/forms/ В
самом начале Твиттер уточняет, с кем он общается. Предлагает три
варианта ответа. Два первых — для собственников и уполномоченных
представителей торговой марки. Эти пункты отличаются только
пометкой «I want the username». Так как мы были уполномочены
собственником торговой марки, мы выбрали второй пункт. А вот
третий пункт, когда вы хотите «донести» на кого-то, не
принимается. Подобные запросы от «доброжелателей» Twitter даже не
хочет рассматривать. Форма проста и понятна. Самое главное —
знать номер регистрации торговой марки и систему, по которой ее
регистрировали. После того, как вы заполнили форму, на указанный
электронный адрес сразу же приходит письмо-уведомление, что
заявка принята в работу. Еще через день пришло письмо с тем, что
наша просьба удовлетворена и нам предлагается выбор — можно
передать имя пользователя на уже имеющийся аккаунт или же завести
новый. Передача происходит не сразу. Мы даже сначала немного
испугались — по старому адресу микроблог был уже недоступен, а по
новому — еще не доступен. «Переливка» аккаунта длилась около 6
часов. Видимо, все зависит от серверов, на которых были
микроблоги, а также от объема того или иного микроблога. Срок
исполнения — два дня. Не полный Facebook. У Facebook нет
специальной формы для имен пользователей и торговых марок. Мы
воспользовались стандартной формой сообщения о нарушении
авторских
прав.http://www.facebook.com/legal/copyright.php?copyright_notice=1
Здесь все не так просто и понятно как в Twitter, но зато форму
можно заполнять на русском языке. Ответы от службы поддержки тоже
приходят на русском языке. Имя пользователя было возвращено,
однако изменить старое имя страницы на новое в администрации
отказались в очень завуалированной форме. Администрация просто не
отвечала на вопрос об этом, отправляя в качестве ответа последнее
свое письмо с частью «хелпа» по регистрации страниц. Срок
исполнения — два дня. Странный Вконтакте. Самое странное
сотрудничество было с ВКонтакте. Искомое имя было не занято… но
недоступно для регистрации. Причем когда и мы, и клиент его
пытались регистрировать, просто выпадала ошибка о том, что
браузер не может зарегистрировать данную страницу. В документации
ВКонтакта нет ничего про торговые марки и их защиту. На одной из
конференций руководитель пресс-службы социальной сети Влад
Цыплухин озвучил адрес partners[гав]corp.vk.com, куда можно
писать о защите авторских прав на торговые марки. Этот адрес не
указывается на странице техподдержки на сайте ВКонтакте, но с
него хотя бы приходит помощь. Имя группе было присвоено после 2-х
недель переписки. Очень странный и очень быстрый YouTube. Сначала
мы думали, что с YouTube у нас ничего не выйдет, так как позиция,
четко озвученная в справке, не предполагала разночтений
-http://www.google.com/support/youtube/bin/answer.py?hlrm=en-GB&answer=151655
«Использование чужого товарного знака в имени пользователя само
по себе может не быть незаконным». Если имя пользователя не
нарушает закон, YouTube просит пользователей самих решить эту
проблему путем контакта через форму личных сообщений: «YouTube не
может выступать в качестве посредника при решении споров,
связанных с товарными знаками, между пользователями и владельцами
товарных знаков. Поэтому мы настоятельно рекомендуем владельцам
товарных знаков разрешать споры непосредственно с владельцем
имени пользователя. Владельцы товарных знаков могут связаться с
пользователями с помощью функции личных сообщений YouTube».
Пользователь, чей аккаунт нас интересовал, не отвечал на письмо,
судя по профайлу, находился в Китае и не был на странице своего
профиля более 1 года. В таких случаях YouTube предлагает решить
вопрос, непосредственно связавшись с администрацией сайта. Для
этого надо заполнить форму сообщения о юридических проблемах.
Ссылка на форму доступна в справке, однако ведет… не на форму, а
на Службу связи с YouTube
http://www.google.com/support/youtube/bin/request.py?contact_type=legal2
и на форум вопросов и ответов. Перед тем как попасть на сам форум
YouTube предлагает выбрать удобный для нас язык. Выбираем
«русский» и попадаем на… англоязычный форум. Дальше — больше
интересного. Выбираем «создать вопрос», чтобы уже наконец-то
спросить кого-то о нашей ситуации. И сталкиваемся с тем, что для
нас нет соответствующей категории. В итоге мы останавливаемся на
категории «Аккаунты» и задаем вопрос в ней. Через день приходит
ответ от одного из волонтеров YouTube со ссылкой на страницу
справки, откуда мы начали. Попав в петлю, но не запутавшись в ней
окончательно, решаем продолжить свой путь. Возвращаемся на
исходную страницу справки о торговых марках, но выбираем уже
английский язык. В тексте уже говорится не просто о форме
извещения о юридических проблемах, а конкретно о Trademark
complaint form. Проходя по соответствующей ссылке, мы
действительно видим форму запроса о торговых марках:
http://www.google.com/support/youtube/bin/request.py?contact_type=legal2&hl=en
Выбираем первый вариант — «торговая марка используется в имени
пользователя» и попадаем на форму, аналогичную другим
американским социальным сетям. Ответ на запрос пришел через 20(!)
минут. Администрация YouTube сообщала, что из-за неактивности
указанного пользователя наш запрос удовлетворен. С нами обещали
связаться с сервисного электронного ящика в течении часа и
предоставить доступ к аккаунту. Письмо с сервисного почтового
ящика пришло через 15(!) минут после первого письма. В письме
указывалось, что для входа на сайт под искомым аккаунтом нам надо
использовать предоставленный ранее в форме электронный адрес и
временный пароль. Что интересно — YouTube не просто обнулил
канал, он удалил информацию старого пользователя, удалил
привязанный к аккаунту электронный ящик, но не удалил статистику
пользователя. То есть мы получили канал без видео но с
просмотрами и зарегистрированный в 2009 году. Выводы. Возвращать
имена пользователей на зарегистрированные торговые марки совсем
не так страшно, как может показаться с первого взгляда. Еще раз
обращаем внимание, что данная процедура не всегда нужна и тем
более не всегда полезна. Одна подобная операция может принести
множество проблем с вовлеченной аудиторией, если делать это
необдуманно.